В Москве эта компания полностью изменила рынок таксомоторных перевозок, подмяв под себя большинство служб такси и заставив их отказаться от собственных брендов.
В середине октября в Омске начал работать в тестовом режиме интернет-сервис «Яндекс. Такси», ранее запущенный в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах. По утверждениям некоторых экспертов, в городах своего присутствия «Яндекс. Такси» полностью изменил рынок таксомоторных перевозок, подмяв под себя большинство служб такси и заставив их отказаться от собственных брендов. По мнению других специалистов, приход «Яндекс. Такси» ничего кардинально не изменит, так как рынок такси в Омске небольшой, устоявшийся и среди клиентов много людей, не разбирающихся в интернет-сервисах.
Эволюция таксомоторного бизнеса
Для начала – как устроен и куда эволюционирует рынок такси в Омске. В начале девяностых, когда были приватизированы и растащены два действовавших в Омске государственных таксопарка, рынок услуг такси погрузился в дикое состояние. Основными игроками стали «бомбилы», таксовавшие на собственных машинах. В их число влились бывшие работники государственных таксопарков. Не секрет, что наиболее «хлебные» места стоянок такси «крышевались» бандитами. В середине девяностых тогдашний мэр Омска Валерий Рощупкин попытался создать муниципальное такси. Были закуплены желтые «Волги», которые, впрочем, через пару-тройку лет куда-то растворились.
В двухтысячные годы появление современных средств связи дало толчок укрупнению этого бизнеса. Если у каждого клиента и таксиста есть мобильный телефон, то имеет смысл создать диспетчерскую, которая будет принимать заказы и отправлять их водителям. Таксист будет отдавать некоторую сумму фирме-диспетчерской, но зато ему будут постоянно приходить заказы. Появились самые разные модели бизнеса – от фирм, владеющих реальным парком такси, до диспетчерских, у которых нет ничего, кроме телефона и компьютера. Были и странные формы бизнеса. Например, при слушании в суде дела бизнесмена Владимира Шаронова выяснилось, что работавшие в его фирме таксисты покупали в кредит автомобили якобы для себя, а на самом деле для фирмы Шаронова, который выступал также поручителем по этим кредитам.
Сколько в Омске такси? Вряд ли можно точно ответить на этот вопрос. По крайней мере, исследований на эту тему в открытом доступе мы не находили. Сервис «2ГИС», содержит информацию о примерно 60 службах заказа такси, работающих в Омске. У порядка десяти из них есть свои сайты разной сложности – от страничек в соцсетях и простых любительских сайтов до профессионально сделанных порталов, дающих возможность заказать такси онлайн. А ведь на рынке есть еще и «бомбилы» старого образца, ожидающие клиентов на улице или принимающие звонки от постоянной клиентуры. Не будем уже говорить о тех автомобилистах, кто таксуют время от времени или подбирают пассажиров.
Всему этому разнообразию на рынке с приходом «Яндекс. Такси» может наступить конец, если верить энтузиастам, верящим в возможности этого интернет-сервиса или, наоборот, боящимся прихода монополиста.
Интернет-сервис заказа такси против традиционных таксопарков
Развитие геолокационных систем GPS и ГЛОНАСС, дающих возможность отслеживать местонахождение автомобилей в реальном времени, привело к созданию интеллектуальных интернет-сервисов, которые обрабатывают заказ такси в автоматическом режиме. Автоматически находится свободное такси, находящееся ближе всего к месту заказа, и направляется к клиенту. Если к такой системе подключено много таксомоторов, то сокращается время ожидания такси клиентом и возрастает время полезной работы такси (а не простоя в ожидании заказа). А значит, появляется возможность демпинговать, снижать цены и манипулировать рынком. И если поначалу эти системы создавали независимые разработчики, то настал момент, когда открывшимися возможностями заинтересовался такой интернет-гигант, как компания «Яндекс».
Как «Яндекс. Такси» стал монополистом в Москве?
Сервис «Яндекс. Такси» начал работу в Москве в 2011 году. Для желающих глубоко изучить, как приход нового сервиса изменил столичный рынок таксомоторов, можем рекомендовать две интересные статьи: «Яндекс. Такси: становление монополии » и «Как «Яндекс» изменил рынок такси в Москве «.
Комментарии там не менее интересные, чем сами материалы – заметно, что писали их сами таксисты и люди, имеющие отношение к этому бизнесу.
Краткое содержание: «Яндекс. Такси», заходя на рынок, установил низкие комиссионные на подачу заявок на заказ такси. Мелкие и средние таксомоторные компании подсели на низкие тарифы и стали снижать расходы на рекламу собственных брендов и маркетинг. Рекламные бюджеты не отбивались – гораздо проще и выгоднее было получать поток заказов от «Яндекс. Такси». А «Яндекс» увеличивал долю на рынке, используя свои огромные возможности в рекламе и продвижении.
И вот в один прекрасный момент «Яндекс» изменил правила игры: повысил комиссионные, установил единые тарифы для клиентов (раньше при заказе такси клиент мог выбрать таксопарки, сотрудничающие с «Яндекс. Такси» и предлагающие разные тарифы). Были введены требования к классу и техническому состоянию автомобилей, экзамены для водителей, устраивались проверки. На основе экзаменов, проверок, отзывов клиентов и уровня дисциплины при выполнения заказов каждому таксисту присваивается личный рейтинг. При снижении рейтинга до определенного значения таксисту перестают приходить заказы. И таксопарки, подсевшие на «Яндекс. Такси», вынуждены были подчиниться, ведь восстанавливать самостоятельность, возрождать собственный бренд уже смысла не было, так как это потребовало бы вложений, равных прибыли компаний за несколько лет.
Итог такой: большинство московских таксопарков стало придатком «Яндекс. Такси», получая от него основное количество заказов и не развивая собственные бренды. Мелкие диспетчерские или ушли с рынка, или превратились в фирмы-посредники для подключения «бомбил» к «Яндекс. Такси» (ведь сервис работает только с фирмами, а не с таксистами-индивидуалами). Самостоятельность сохраняют лишь последние могикане таксомоторного бизнеса, а конкуренцию «Яндекс. Такси» составляют лишь подобные сервисы интернет-такси, пришедшие из-за рубежа – американский Uber и израильский Gett.
«Яндекс. Такси» заходит в Омск
Что касается Омска, то у нас представителем «Яндекс. Такси» является некое ООО «Федеральная служба такси», исполнительным директором которого является Михаил Роденков. Как показал поиск, компания с таким названием существует в Санкт-Петербурге, она также подключена к системе «Яндекс. Такси». На самом же сайте «Яндекса» из всех реквизитов указан лишь номер мобильного телефона, который не отвечает. Если представители ООО «Федеральная служба такси» выйдут на связь и дадут комментарий РИА «Омск-Информ», то мы будет только рады.
Пока же известно, что парк «Яндекс. Такси» будет иметь 50 машин, а в следующем году увеличит их число до 300. Стоимость поездки начинается с 98 рублей, а далее – 10 рублей за каждый километр пути. Много это или мало? Чтобы не углубляться в детальное сравнение тарифов омских служб вызова такси, мы взяли один популярный маршрут «Железнодорожный вокзал – аэропорт» и посмотрели цену по тем интернет-сервисам, которые дают возможность рассчитать цену поездки на сайте.
У «Яндекс. Такси» цена поездки составила 190 рублей, у Rutaxi и Minitax – 220 рублей, у такси «Максим» – 205 рублей, у «Юнис-Лады» – 180 рублей (в последнем случае цена взята не с сайта, который не предоставляет такую возможность, а основывается на реальном заказе такси). Как мы видим, явного демпинга со стороны «Яндекс. Такси» нет: цена – чуть ниже средней.
Из обсуждения темы «Такси в Омске» на «Омском форуме» удалось узнать впечатления водителей (орфография и пунктуация сохранены):
«Да заехал я сегодня любопытства ради в этот Яндекс. Сразу видно только открылись ребята, мебели нет, кабинетик не обклеен, на двери скромно прилеплен листочек с надписью: «чето-там. » такси. Заказ с Яндекса по инету будет стоить 5% от суммы, заказ через телефон – 15%. Тариф 100 и 10. Программка интересная, там сразу яндекс карта встроена и видно где я нахожусь по ЖПС. Но меня туды не взяли из-за долбаного сломанного бампера. Типа это Московская контора и все должно быть ИДЕАЛЬНО )))».
А это уже интереснее: по информации пользователей форума, в Омске параллельно с «Федеральной службой такси» открыласть еще одна фирма, работающая от «Яндекс. Такси».
«На Омской 136/1 открылось еще одно Яндекс. Такси, там не смотрят пока машину, еще и денег на счет кидают на 50 первых заказов, – пишет еще один таксист. – Называется «Вежливое такси» (и здесь используют моду на «Вежливых людей»)».
Ждем в Омске Uber – американского конкурента «Яндекс. Такси».
А вот еще более интересное: некоторые игроки омского рынка такси задумались о своих перспективах после прихода «Яндекс. Такси». Помните, в Москве в такой же ситуации некоторые таксопарки в поисках спасения бизнеса стали переходить к конкурентам «Яндекс. Такси» с зарубежными корнями: Uber и Gettaxi (теперь – Gett). Так вот, крупный омский парк такси «Лидер» без огласки в СМИ начал набор водителей для работы в Uber.
Официальный сайт американской компании также подтверждает:
Надо отметить, что в отличие от «Яндекс. Такси», который не работает с таксистами-частниками, Uber как раз заключает прямые договоры с таксистами. Так что это может быть конкурентным преимуществом в борьбе сервисов-гигантов. Уже понятно, что рынок таксомоторов в Омске пришел в движение и, скорее всего, он уже не будет прежним.
Мнение эксперта:
Николай Артемьев. председатель совета директоров «Ассоциации перевозчиков Западной Сибири»:
– Я думаю, ничего страшного на рынке такси в Омске не произойдет. «Яндекс. Такси» в Москве демпинговал, а потом вернул цены. Я, когда бываю в Москве, пользуюсь услугами таксиста, номер телефона которого мне дали по знакомству. И у него в два раза дешевле, чем в «Яндексе». Сначала будет демпинг, переток клиентов, а потом местный бизнес приспособится. Возникнут фирмы, которые будут являться коалициями физических лиц для того, чтобы сообща войти в систему «Яндекс. Такси».
Сохранятся и «бомбилы» – у них своя ниша. От демпинга пострадают водители – им придется больше работать и меньше зарабатывать.
Впрочем, у Омска своя специфика, которая помешает «Яндекс. Такси» стать монополистом. Рынок у нас небольшой, консервативный и немало клиентов такси у нас – люди в годах, плохо разбирающиеся в интернете.